Готовясь к рождению малыша, родители приобретают все самое необходимое, в том числе и первые игрушки – обычно, это погремушка, а в дальнейшем мамы, папы и прочие родственники и друзья начинают скупать, по их мнению, все самое лучшее. Как правило, это то, что рекламируют по телевизору, в детских магазинах и различных печатных изданиях, позиционируя новинки, как самые современные и якобы так необходимые игрушки, но вот есть ли в них действительно польза – задумываются не все.
Юхтина Надежда Васильевна, доктор медицинских наук, врач высшей категории, педиатр, аллерголог-иммунолог.
Как выбрать первые игрушки для ребенка
Чтобы выбрать правильную игрушку (пусть это будет одна игрушка, а не десять, но она будет полезна и интересна малышу) необходимо понимать, чем живет только появившийся на свет маленький человечек. У новорожденного хорошо развит слух, а вот зрение первые несколько недель слабое – все вокруг он видит размыто, пятнами, поэтому важно понимать, как малыш будет воспринимать тот или иной предмет.
Так, какие же все-таки игрушки являются нужными малышу, полезными и способствуют его правильному и своевременному развитию?
- Мобиль. Эта яркая, движущаяся и издающая музыку подвеска на кровать – первая и очень важная игрушка для ребенка. Мобиль развивает внимание, учит следить за движущимися предметами и концентрировать взгляд. Выбирая мобиль, обратите внимание на то, как он крепится к кроватке – конструкция должна быть прочной и надежной, а музыка приятной, не грустной и не слишком веселой, спокойной и мелодичной. У некоторых моделей есть возможность использовать несколько мелодий, меняя их по настроению ребенка и мамы. Что касается игрушек, то они должны быть крупными и реалистичными, без мелких деталей и желательно с возможностью поменять их на другие, чтобы ребенку быстро не надоели одни и те же персонажи.
- Погремушка. Эта игрушка учит слушать и находить предмет по звуку, развивает хватательный рефлекс, ее можно попробовать на вкус, подержать и бросить, рассмотреть и изучить. Важно иметь несколько разных по форме и фактуре погремушек, главное, чтобы они были легкими, не очень громко издавали звуки и были сделаны из качественного, безопасного материала. Сюда же можно отнести всевозможные шуршащие книжки, пищалки, колокольчики и тому подобные.
- Неваляшка. Побуждает ребенка к действию. Ее хочется не только рассматривать, но и толкнуть, посмотреть как игрушка примет снова вертикальное положение, проследить за ее движением, услышать звук, что позволяет сопоставить все действия и помогает развить зрение, слух и движения.
- Развивающий коврик.Здесь собрано все воедино, позволяя малышу самому выбирать, что делать и с чем играть. Коврики с дугами позволяют не только смотреть, но и слушать, малыш сам учится издавать различные звуки, хватать игрушки, тянуть и отпускать, ощущать различные текстуры. К выбору коврика следует подойти с особым вниманием, чтобы подобрать как можно более полезный – с разными интересными функциями, игрушками и другими возможностями для развития.
- Мягкие кубики и/или мячики. Такие игрушки формируют зрительно-моторную координацию, учат хватать и сжимать предмет, способствуют развитию зрения, пространственного мышления и помогают познавать окружающий мир, изучая рисунки и цвета, изображенные на них. С мягкими кубиками можно делать все что угодно и совсем не страшно, если они разбросаны по полу. У некоторых производителей встречаются кубики на липучках, что благотворно будет сказываться на развитии фантазии, моторики и первых творческих навыках малыша.
- Игрушки для ванной. Во время купания различные уточки, рыбки лягушки, кораблики и прочие игрушки просто незаменимы. Они тренируют мышцы глаз, малыш следит за тем, как игрушки плывут по воде, пытается их схватить, что развивает координацию и моторику, а еще вызывает познавательный интерес. Главное, выбирать качественные игрушки и постоянно держать их в чистоте.
- Матрешка. Очень полезная и эффективная игрушка. Расширяет кругозор, знакомит с понятиями «больше/меньше», учит самостоятельности и помогает сосредоточиться. Выбирая матрешку, обратите внимание на то, как она расписана (краски должны быть не слишком яркие и не очень темные), размер матрешки выбирайте не очень крупный и не маленький, чтобы ребенку удобно было собирать, а самые маленькие детали заранее выньте и спрячьте. Сюда же можно отнести различные стаканчики-вкладыши.
- Музыкальные инструменты (дудочки, свистки, металлофон, музыкальные центры). Развивают слуховое восприятие, логику, понимание, что совершая определенное действие, издается звук, будь то кнопка или стук по клавише, дудочка помогает развивать легкие и дыхание, стимулируют мышление.
- Пирамидка. Развивает внимание, память, учит различать предметы по величине, по цвету, логически выстраивать цепочку, развивает координацию и зрение. Выбирайте не очень крупную пирамидку, чтобы ребенку было удобно брать детали и собирать их.
- Сортер. Всевозможные объемные животные, домики и прочие игрушки с прорезями для фигур. Просовывая фигуры в соответствующие им отверстия, ребенок учится различать формы, развивает познавательные навыки, моторику, координацию движений, логику и внимание.