Методы раннего развития

Раннее развитие – это комплекс занятий, стимулирующих интеллектуальные, логические и творческие способности детей. Существует много методик, которые помогают осваивать математику, развивать моторику и воображение через игровые задания. Рассмотрим самые популярные.


elena-sergeevna-lobanova-vrach-pediatr.png

 

   Елена Сергеевна Лобанова, врач-педиатр.


Карточки Гленна Домана-Маниченко: от рождения до 4 лет

Методика с акцентом на восприятие информации через визуальные образы и ассоциации. В основе метода – предположение о том, что дети с рождения обладают огромным потенциалом для усвоения знаний и систематизации фактов. Раскрыть его можно через регулярные занятия с карточками.

Основные аспекты методики включают:

  • Физическое развитие. Важная часть системы Гленна Домана, которая предполагает активные физические упражнения, направленные на координацию движений.

  • Интеллектуальное развитие. Карточки помогают запоминать слова, ассоциируя их с объектом. Это способствует расширению словарного запаса и подготовке к чтению. Изображения с точками учат базовым математическим операциям. Картинки с животными и растениями знакомят малышей с окружающим миром. 

Карточки демонстрируют в быстром темпе. Это стимулирует память и внимание ребенка. Методика требует регулярности в проведении занятий, однако ее эффективность основана на игровой форме. Это помогает детям усваивать большой объем информации без стресса.

Кубики Никитиных: от 1 года до 7 лет

Основная цель подхода – стимуляция самостоятельного мышления. Ребенок не получает прямых подсказок от взрослого. Это способствует формированию уверенности в своих силах и творческого мышления. 

Игры с разноцветными кубиками развивают:

  • Способность к анализу, поиску решений и пространственному восприятию объектов.

  • Понимание симметрии, правильной ориентации деталей, что важно для освоения инженерного мышления.

Задания распределены по уровням сложности. На первых этапах ребенку предлагают простые задачи, постепенно повышая уровень сложности. Занятия проводят без давления, давая малышу возможность остановиться, если он потерял интерес. Это поддерживает увлеченность игрой.

Логические блоки Дьенеша: от 1 до 5 лет

Материал для знакомства с логическим мышлением в раннем возрасте. Блоки развивают навыки классификации, анализа, сравнения и систематизации информации, обучая основам математики через игру.

Согласно методике, обучение делят на 6 стадий: 

  1. Малыши свободно играют с блоками, интуитивно изучая их свойства.

  2. Введение правил игры для освоения классификации. 

  3. Дети начинают сравнивать объекты, выявляя сходства и различия.

  4. Включается понимание абстрактных математических концепций: число, диаграммы, таблицы.

  5. Связывание нескольких шагов в логическую цепочку для достижения конкретного результата.

  6. На заключительной стадии дети развивают способность формулировать правила и делать выводы.

Во время обучения дети обсуждают свои действия. Это развивает речь и способность выражать мысли.

Счетные палочки Кюизенера: от 1 до 7 лет

Дидактический материал для развития математических навыков состоит из палочек. Каждый элемент окрашен в свой цвет, отражающий числовое значение. Длина соответствует определенному числу: чем длиннее палочка, тем большее число она представляет. 

Сначала дети играют с палочками, как с конструктором, или выкладывают мозаики. Этап развивает интерес к игре и стимулирует воображение. Далее палочки используют как математический инструмент. С их помощью дети осваивают такие понятия, как числовая последовательность, состав числа (например, что 5 – это 2 + 3), а также учатся решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Методика Гмошинской: от 6 месяцев

Система развивает креативность, а также стимулирует мелкую моторику и сенсорное восприятие. Методика предлагает рисовать с малышами от 6 месяцев, используя ладошки вместо кисточки. Сначала детки рисуют обеими руками, развивая тактильные и двигательные навыки. Детям старше года вводят кисточки и мольберт. Дополнительно можно заниматься лепкой или аппликацией.  

Методика Марии Монтессори: от 0 до 6 лет

Основная идея методики – возможность ребенку выбирать материалы для занятий самостоятельно. Это могут быть мешочки с наполнителем для тактильного восприятия, пальчиковые краски или разрезанные картинки. 

Обучающая среда выстроена по принципу дидактических зон: 

  • Практическая. Уход за собой и окружающей средой.

  • Сенсорная. Изучение цветов, форм и звуков.

  • Математическая. Конкретные материальные объекты для изучения математики.

  • Речевая. Развитие письма и чтения.

  • Космическая. Изучение окружающего мира.

Педагогика Монтессори вдохновляет ребенка на самостоятельное развитие. Нет необходимости навязывать ему знания в конкретный период жизни. Малыш сам стремится к тем аспектам, которые важны для его внутреннего роста на данный момент.

Методика Сесиль Лупан: от 0 до 6 лет

Принципы методики заключены в активной роли родителя, который не только обучает, но и стимулирует интерес к окружающему миру. Недостаточно объяснить малышу, какого цвета или формы предмет. Важно интегрировать его в жизнь, показать назначение, как он используется и когда. 

Обучение происходит без строгого графика. Малыш сам выбирает, что ему интересно: собрать пазл, отсортировать деревянные бусины или собрать пирамиду. Упражнения на разные темы чередуют с физической активностью: игры, плавание и прогулки. Начальные занятия включают массаж, гимнастику и сенсорные упражнения. Далее постепенно добавляют интеллектуальные задания.

Школа семи гномов: от 1 до 7 лет

Пособия для всестороннего развития детей, где каждому этапу (гному) присвоен цвет и набор тем для изучения:

  • Синий гном (1 год) учит новым словам, цветам, фигурам, развивает навыки рисования и лепки.

  • Голубой (2 года) развивает память, внимание, речь.

  • Зеленый (3 года) вводит в основы математики и грамоты, помогает развивать коммуникативные навыки.

  • Желтый (4 года) способствует ассоциативному, интуитивному мышлению.

  • Оранжевый (5 лет) рассказывает об основах мироустройства, правилах безопасности.

  • Красный (6 лет) углубляет знания о экологии, культуре и истории для будущих школьников.

Материалы включают учебные игры и стикеры для поощрения. Занятия структурированы в зависимости от уровня сложности. 

Музыка Железновых: от 2 до 5 лет

Методика направлена на развитие внимания и речи через музыку. Программа включает песни и музыкальные игры. В более старшем возрасте дети учатся исполнять песни с движениями и танцами. Материалы представлены в аудио- и видеопособиях. Дневные уроки включают музыкальные упражнения, а вечера отведены для творчества: озвучивание сказок и импровизация.

Выбор подходящей методики зависит от потребностей ребенка и его интересов. Предложенные методы направлены на создание комфортной и увлекательной среды, что способствует гармоничному развитию детей и подготовке их к дальнейшему обучению.

Как закончить грудное вскармливание для мамы правильно

Как закончить грудное вскармливание для мамы правильно

Грудное молоко укрепляет иммунную систему ребенка, защищая детский организм от инфекций. Кроме того, процесс кормления устанавливает эмоциональную связь между мамой и малышом. Педиатры рекомендуют кормить грудью как можно дольше, однако, рано или поздно наступает необходимость отлучения. Прекращение грудного вскармливания – стресс для малыша. Важно делать это постепенно и только в том случае, если материнского молока становится недостаточно для полноценного роста и развития ребенка.

Поговорим о том, что делать, когда молока становится мало, и в каком возрасте завершать грудное вскармливание.




Как выбирать детскую смесь по возрасту малыша?

Как выбирать детскую смесь по возрасту малыша?

Изменение потребностей ребенка по мере роста и развития положено в основу классификации молочных смесей. Как эксперт расскажу вам, чем отличаются смеси для новорожденных и подросших малышей, что такое адаптированные смеси, почему важно выбирать питание, которое соответствует возрасту. Давайте в этом подробнее разберемся.

Растворимые детские каши на козьем молоке для детей

Растворимые детские каши на козьем молоке для детей

Вот у Вас дома уже несколько месяцев живет новый член семьи – Ваше самое родное и сокровенное дитя, и пришло время научить его пробовать и познавать новые продукты, одним из которых является каша. И тут для многих мам встает сложный вопрос – как сделать правильный выбор между готовыми растворимыми детскими кашами и приготовленными самостоятельно дома – какую выбрать? С какой начать прикорм? Что полезнее и лучше будет для Вашего малыша?

Зачем ребенку читать сказки - есть ли от них польза?

Зачем ребенку читать сказки - есть ли от них польза?

Сказки существуют в нашей жизни еще с давних времен – их рассказывали  подрастающему поколению, обучая, таким образом, и формируя представление об окружающем мире. Сегодня чтение ребенку сказок является одним из вариантов совместного досуга, который несет в себе огромную пользу для развития малыша.